Прошедший 2012 год для украинского агропромышленного комплекса был насыщен событиями разнопланового характера и масштаба. В частности, в законодательной сфере были приняты документы, нацеленные на упрощение ведения агробизнеса, а также на привлечение дополнительных средств в отрасль сельхозпроизводства. А результаты урожая в связи с непростыми погодными условиями были актуальным вопросом не только для сельхозпроизводителей, но и для всех участников рынка, поскольку они могли не только негативно отразиться на продовольственной безопасности страны, но и на имидже Украины как надежного экспортера зерновых. Наиболее значимые события ушедшего года, по нашему мнению, изложены в данном материале.

Украина получила новый Кабмин и «старого» министра аграрной политики и продовольствия

 
24 декабря 2012 года президент Виктор Янукович назначил повторно Николая Присяжнюка на должность министра аграрной политики и продовольствия Украины. Н.Присяжнюк занимал должность министра аграрной политики с 11 марта 2010 года.

С ноября 2007 года - народный депутат Украины VI созыва от ПР (№113 в списке). Глава Комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений. Член временной следственной комиссии по расследованию обстоятельств неэффективного управления госимуществом в АПК. С 11 марта по 9 декабря 2010 года - министр агрополитики Украины в правительстве Николая Азарова. 9 декабря 2010 года Указом президента Украины назначен на должность министра аграрной политики и продовольствия Украины.

Н.Присяжнюк окончил Воронежский государственный аграрный университет им. К.Глинки (Россия), Донбасский горно-металлургический институт, Национальную академию государственного управления при президенте.

Мораторий на продажу земель сельхозназначения снова продлен

Вопрос открытия рынка земли в последние несколько лет в Украине был и остается довольно острым и насущным. В конце ноября 2012 года ВР Украины приняла закон, которым продлила мораторий на продажу сельхозземель до 1 января 2016 года (Закон Украины №5494-VI «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины»).

В целом, продление моратория связано с тем, что Верховная Рада Украины VI созыва так и не приняла законопроект «О рынке земель» (рег. №9001-1), который регулировал бы оборот сельхозземель.

В свою очередь, глава Государственного агентства земельных ресурсов Украины Сергей Тимченко выступил за введение бессрочного моратория до принятия Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Также он выразил надежду, что ВРУ VII созыва примет до конца февраля 2013 г. этот документ, что позволит уже во второй половине т.г. открыть рынок земель сельхозназначения.

Закон об аграрных расписках: аграрный сектор ожидает миллиарды

6 декабря парламент принял один из самых ожидаемых документов в АПК – Закон «Об аграрных расписках». По мнению министра аграрной политики и продовольствия Украины Николая Присяжнюка, агрорасписки сделают доступным кредитование для мелких и средних сельхозпроизводителей. Такого же мнения и разработчики данного документа. Однако они уточняют, что аграрные расписки смогут также защитить и интересы кредиторов.

Система аграрных расписок позаимствована из Бразилии, где подобный способ кредитования под залог будущего урожая действует с 1994 г.

Менеджер по торговому кредитованию и товарообмену компании Syngenta Дэвид Телио отмечает, что на сегодняшний день сельхозпроизводители Бразилии могут финансировать свою деятельность путем привлечения собственных средств и банковских кредитов, что составляет по 30% от общего объема финансирования. Остальные 40% принадлежат договорам-распискам CPR (Cedula de Produto Rural).

Глава Аграрного союза Украины Геннадий Новиков считает, что закон об аграрных расписках позволит привлечь в аграрный сектор страны 20-30 млрд. грн.

Сертификация зерна и зерновых складов: процедура упрощена?

Еще одним не менее важным событием в 2012 году для аграриев стало принятие постановления Кабинета министров Украины №692 от 18 июля 2012 года "О внесении изменений в Порядок выдачи сертификата соответствия услуг по хранению зерна и продуктов его переработки", согласно которому был упрощен порядок сертификации зернохранилищ на соответствие оказания услуг по хранению зерна и продуктов его переработки, соответствующий сертификат становится бессрочным, предоставлено право сертифицировать зернохранилища лицам, пользующимся ими на основании договора аренды и лизинга.

Кроме того, постановлением Кабмина №932 от 19 сентября упрощаются правила выдачи сертификата на зерно и продукты его переработки при осуществлении экспортно-импортных операций. Документ вступил в силу с 18 октября.

Суть вводимых постановлением изменений заключается в обязательной выдаче сертификата на зерно и продукты его переработки при осуществлении экспортно-импортных операций, а также при перемещении зерна и продуктов его переработки, приобретенных за счет средств государственного и местного бюджетов. Во всех остальных случаях оформление сертификата качества осуществляется по желанию субъекта рынка зерна. Данная мера предпринята с целью упрощения процедуры ведения бизнеса на зерновом рынке Украины, а именно - во избежание двойной сертификации зерна и продуктов его переработки при осуществлении экспортно-импортных операций. Кроме того, данными изменениями порядок выдачи сертификата качества зерна и продуктов его переработки приведен к нормам Закона Украины «О зерне и рынке зерна Украины».

В то же время, 16 октября Верховная Рада Украины приняла во втором чтении и в целом проект Закона Украины (№10222 от 16.03.12) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (относительно деятельности Министерства аграрной политики и продовольствия, Министерства социальной политики, других центральных органов исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется через соответствующего министра), некоторые положения которого, в частности, перечеркивают достигнутые в течение года совместными усилиями бизнес-сообществ и правительства Украины успехи в вопросах упрощения сертификации зерновых складов и зерна.

В связи с этим Украинская аграрная конфедерация, Украинская зерновая ассоциация, Американская торговая палата в Украине и Европейская бизнес-ассоциация в открытом письме обратились к президенту Украины Виктору Януковичу с просьбой вернуть в Верховную Раду Украины для повторного рассмотрения принятый законопроект.

Однако, как отмечается на сайте ВРУ, 4 декабря законопроект был подписан президентом Украины и возвращен в парламент.

Закон Украины «О морских портах Украины» - начало реформы портового хозяйства

17 мая 2012 г. принят Закон Украины №4709-VI «О морских портах Украины», который вступит в силу 13 июня 2013 г. Согласно документу, государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется Кабинетом министров Украины в целях безопасной эксплуатации объектов портовой инфраструктуры в пределах территории и акватории морского порта; комплексного развития и повышения конкурентоспособности морских портов; равного доступа к услугам, предоставляемым в морском порту; недопущения загрязнения окружающей среды, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов в пределах территории и акватории морского порта.

Все без исключения морские порты Украины и акватория остаются в государственной собственности.

Кроме того, согласно действующему закону, все порты подчиняются Администрации морских портов Украины.

Свое мнение в отношении принятого закона высказал Артур Ницевич, партнер ЮФ «Международная юридическая служба» (Interlegal). По мнению эксперта, и его поддерживают многие участники рынка, реформа портового хозяйства в Украине давно созрела в экономическом плане, и началом ее стал закон Украины о морских портах. «Таким образом, реформа отправилась в трудный путь от закона до внедрения в практику. И на внедрение этой реформы законодательством отведен 1 год», - отмечает А.Ницевич.

Говоря об основном содержании закона, эксперт выделил три кита, на которых держится портовая реформа:

1. Взят курс на частное инвестирование портового хозяйства. Морская администрация сосредотачивается на исполнении свойственных ей управленческих функций в морских портах.

2. Внесена ясность в вопрос об условиях частного инвестирования грузовладельцами и профессиональными портовыми операторами инфраструктурного развития морских портов.

3. Разрешены многие земельные вопросы, в особенности о праве государственной и частной собственности на землю, а ведь именно отсутствие ясности в земельных отношениях и жесткие ограничения в правах на землю много лет были тормозом для привлечения финансовых средств международных банков и инвестиционных фондов.

 
Основным инструментом портовой реформы, по словам А.Ницевича, является приватизация, что предполагает огромные возможности для инвесторов, в том числе крупных операторов аграрно-промышленного комплекса. Аренда и особенно концессия – эти механизмы будут, вероятно, еще более популярными. Причем перечень механизмов государственно-частного партнерства не ограничен.

Также эксперт отмечает, что важным моментом в процессе либерализации хозяйственной деятельности в порту является положение закона об освобождении тарифов на услуги от государственного регулирования, за исключением тарифов на специализированные услуги, которые оказывают субъекты природных монополий, и услуги, оплачиваемые в составе портовых сборов.

Зона свободной торговли

С 20 сентября 2012 г. вступил в силу договор о зоне свободной торговли в рамках СНГ, подписанный в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 г. При этом с указанной даты действие положений договора вступило в силу для России, Украины и Беларуси, с 17 октября – для Армении, с 8 декабря – для Казахстана, с 9 декабря – для Молдовы, которые выполнили все внутригосударственные процедуры, необходимые для его вступления в силу.

Напомним, что положения статей договора базируются на нормах и правилах ВТО. В нем зафиксированы все существующие изъятия из режима свободной торговли и закреплена договоренность о нерасширении перечня и неувеличении ставок пошлин, а также зафиксированы даты отмены существующих изъятий из режима свободной торговли по импорту.

Премьер-министр Украины Николай Азаров считает, что соглашение о зоне свободной торговли в СНГ позволит увеличить товарооборот Украины с государствами содружества на 35%.

Также в 2012 году вступило в силу соглашение о ЗСТ с Европейской ассоциацией свободной торговли, продолжаются переговоры с рядом других стран. До конца 2012 года планировалось заключить соглашение о ЗСТ с Турцией, а в начале 2013 года – с Вьетнамом.

Погодные условия сыграли ключевую роль в формировании урожая-2012

С самого начала 2012 года самой волнующей темой для украинских сельхозпроизводителей стал вопрос будущего урожая. Слово «засуха» стало наиболее часто упоминаемым в сочетании с урожаем, начиная с периода озимого сева и на протяжении всего вегетационного периода. Засуха оказала свое губительное влияние как на урожай зерновых, так и масличных культур. Минагропрод и аналитики на протяжении всей уборочной кампании корректировали свои прогнозы урожая 2012 года.

Однако, несмотря на сложные погодные условия, Украина, по мнению аграрных экспертов, собрала все же относительно неплохой урожай, что позволило обеспечить как продовольственную безопасность страны, так и сохранить экспортный потенциал.

Так, согласно данным Минагропрода, в 2012/13 МГ урожай зерновых и зернобобовых культур составил 46,8 млн. тонн при средней урожайности 31,9 ц/га (в 2011 году данные показатели были озвучены на уровне 58,18 млн. тонн и 38 ц/га), намолот кукурузы составил 20,45 млн. тонн при урожайности 47,2 ц/га (в 2011 году – 22,61 млн. тонн при урожайности 64 ц/га).

Подсолнечника по итогам уборки намолочено 7,9 млн. га при урожайности 16,4 ц/га (в 2011 г. – 8,5 млн. тонн при урожайности 18,7 ц/га).

Что касается сои, то ее было собрано больше, чем в предыдущем году, – 2,36 млн. тонн (2,28 млн. тонн) при урожайности 16,7 ц/га.

Конечно, погодный фактор всегда останется одним из ключевых и будет непосредственно влиять на итоги урожая не только в период его уборки, но и начиная с первого дня посевной кампании. 46,8 млн. тонн – выше, чем показатель аномального 2010 года, но все же значительно уступает рекордному 2011 году.

Экспорт зерна: быть или не быть?..

Экспорт зерна из Украины всегда является очень важной и актуальной темой независимо от объемов собранного урожая, времени года, а также ситуации в агропромышленном комплексе страны. Однако снижение валового сбора зерна не только в Причерноморском регионе, но и на мировом рынке показало, что уже с начала 2012/13 МГ интерес к вопросу о закрытии экспорта зерна будет только повышаться. Еще перед стартом полевых работ Минагропрод смело оценивал экспортный потенциал в 2012/13 МГ в 25 млн. тонн зерна. Вскоре эта цифра в течение всей уборочной кампании пересматривалась ведомством и различными агентствами, варьируясь в диапазоне 20-22 млн. тонн. Не менялось лишь утверждение министра аграрной политики и продовольствия Николая Присяжнюка и представителей власти о том, что каких-либо предпосылок для искусственного ограничения экспорта зерновых из Украины в 2012/13 МГ не существует. Так, в конце лета прогнозный экспорт пшеницы составил 4 млн. тонн, ячменя – 3 млн. тонн, кукурузы – 12,4 млн. тонн. Данные цифры министерство включило в дополнение к меморандуму о взаимодействии агробизнеса и власти, который был впервые подписан в январе 2011 года с шестью участниками зернового рынка: Ассоциацией фермеров и частных землевладельцев Украины, Аграрным союзом, Украинской аграрной конфедерацией, Европейской бизнес-ассоциацией, Американской торговой палатой и Украинской зерновой ассоциацией.

Отметим, что экспорт зерна с начала 2012/13 МГ проходил достаточно активными темпами, и 30 ноября Минагропрод направил зернотрейдерам письмо с просьбой усилить контроль над объемами экспорта пшеницы в связи с достижением предельного уровня в 5,5 млн. тонн. Планируется, что запрет на экспорт пшеницы введен не будет, а зернотрейдеры переключат внимание на кукурузу, экспортный потенциал которой был пересмотрен в сторону увеличения до 14-15 млн. тонн.

По состоянию на 3 января 2013 года из Украины экспортировано 14,5 млн. тонн зерна, в т.ч. 5,9 млн. тонн пшеницы, 6,3 млн. тонн кукурузы, 1,8 млн. тонн ячменя.

Чикагская биржа

Еще одним значимым событием в АПК Украины стало начало торгов на Чикагской товарной бирже (CME Group) пшеницей Черноморского региона по фьючерсным контрактам. 6 июня 2012 года был дан старт торгам. Базовым активом стала мукомольная пшеница, которая поставляется на условиях FOB в пять украинских портов: Одесса, Ильичевск, Севастополь, Южный и Николаев, а также в три российских и румынский порт. Суммарный объем контракта составил 5 тыс. бушелей (136 тонн), при этом поставки должны осуществляться в июле, сентябре, декабре, марте и мае.

По мнению экспертов аграрного бизнеса, это необходимый механизм в работе аграрного сектора, позволяющий хеджировать и управлять ценовыми рисками, что, в свою очередь, позволит компаниям лучше планировать свою хозяйственную деятельность. Однако в данной теме возникает множество вопросов и проблем, разрешение которых требует серьезного подхода со стороны Министерства финансов Украины и Нацбанка. Так, по словам президента Украинской зерновой ассоциации Владимира Клименко, согласно украинскому валютному законодательству, открывать счета за рубежом официально запрещено – лишь по определенной процедуре через Нацбанк. В то же время, отсылка средств на биржу будет расценена как спекуляция.

В сентябре министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк заявил, что Украина планирует усилить присутствие отечественной аграрной продукции на Чикагской товарной бирже. В частности, кроме причерноморской пшеницы, фьючерсный контракт планируется ввести на семена подсолнечника, подсолнечное масло, ячмень и кукурузу.

Также, по словам министра, планируется в первой половине 2013 года открыть площадку Чикагской биржи в Украине и начать фьючерсные торги в гривне. Как заявил глава НБУ Сергей Арбузов, украинские власти ищут в частном секторе партнера для организации в Украине торговли фьючерсами на зерно, который согласится на государственный контроль над соответствующей площадкой, как минимум на первом этапе ее работы.

Украина стала третьей страной в мире, получившей разрешение на экспорт зерна в Китай

В ноябре 2012 г. в Пекине между Министерством аграрной политики и продовольствия Украины и Генеральной администрацией надзора за качеством, инспекции и карантина растений Китайской Народной Республики был подписан протокол, согласно которому определены фитосанитарные требования к украинской зерновой для поставок на китайский рынок.

Подписание фитосанитарного протокола позволяет после заключения соответствующих договоров осуществлять поставки кукурузы в Китай в рамках обслуживания кредита в $3 млрд. на развитие проектов в сфере АПК, предоставленного Экспортно-импортным банком Китая. Соответствующий меморандум о сотрудничестве двух стран был подписан 28 июня 2012 г.

Согласно последним данным, первичную регистрацию для поставок кукурузы на китайский рынок, согласно приказу Минагропрода №690 "Об утверждении Порядка регистрации лиц, которые осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с производством и оборотом объектов регулирования", прошли две украинские компании – ПАО "Компания "Райз" и ЧАО "Райз-Максимко", входящие в агрохолдинг "Укрлендфарминг", а также ПАО "Государственная продовольственно-зерновая корпорация" (ГПЗКУ).

По словам министра аграрной политики и продовольствия Украины Николая Присяжнюка, зернотрейдеры самостоятельно распределяют между собой объем экспорта кукурузы на китайский рынок. В 2012/13 МГ Украина намерена экспортировать 2 млн. тонн кукурузы в Китай.

Вопросы транспортной системы

Подводя итоги уходящего года, мы не могли не вспомнить о проблеме транспортировки зерна, которая из года в год становится все более насущной. Как отмечают в Украинской зерновой ассоциации, на сегодняшний день «Укрзализныця» не удовлетворяет и половины заявок на вагоны-зерновозы, что делает невозможным экспорт и приводит к блокированию работы участников рынка зерна. За последние 10 лет «Укрзализныцей» не было построено ни одного вагона-зерновоза, и их строительство в ближайшие 5 лет не запланировано. Таким образом, за этот период количество зерновозов сократилось с 15 до 8 тыс.

Острая нехватка подвижного состава при транспортировке зерновых грузов с элеваторов в порты приводит к тому, что груженые вагоны простаивают на узловых станциях и непосредственно на территории портов в ожидании разгрузки на суда, которые своевременно не прибыли под погрузку. Экспортеры отмечают, что автотранспорта также не хватает для покрытия возникших потребностей и своевременной поставки товара под погрузку на судно. Как результат, отмечались случаи простоев судов вследствие несвоевременного прибытия груза в порт, что повлекло за собой колоссальные непредвиденные расходы.

В результате участники Украинской зерновой ассоциации направили официальное обращение к генеральному директору Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины Козаку Владимиру Васильевичу, Администрации президента Украины, Кабинету министров Украины, Министерству экономического развития и торговли Украины, Министерству аграрной политики и продовольствия Украины относительно обеспечения подачи вагонов-зерновозов. Каковым будет ответ, и будет ли что-то сделано в этом вопросе, мы увидим, подводя итоги уже 2013 года

 

Источник: http://www.apk-inform.com/